ПРОСТО ОГЛЯНУТЬСЯ ВОКРУГ...

  

Саша Бомза немногословен, интеллигент и чуть застенчив. Фотографии точно такие же - лаконичные, умные, не пафосные. Порой даже кажется, что он специально что-то недоговаривает, утаивает, а о чём-то попросту молчит. Наверное это и есть великая тайна каждого настоящего фотохудожника - заставить зрителя ещё и ещё раз всматриваться в его творение, отыскивая там что-то личное, предназначенное только для него...

Саша всегда был для меня загадкой. Мы с ним "оттопали" не одну командировку. Где только не встречались: и на Камчатке, и на Сахалине и в Дагестане. Вроде бы, видели мы всегда одно и то же - ан нет! Саше всегда удавалось увидеть через окошко своего объектива нечто такое, что не удавалось всем нам - остальным, простым смертным, непосвящённым.

Что самое интересное, он в отличие от некоторых ныне модных фотохудожников, не любит рассматривать своего героя пристально, в упор, словно под микроскопом. Его фотовзгляд всегда потаён, чуть застенчив, брошен украдкой, вскользь. Как-то, кажется это было в годовщину катастрофы в Нефтегорске, он признался, что не умеет снимать людское горе:  "Ну не могу я так вот взять, подойти к рыдающей женщине и снять её в упор! Даже не знаю что делать!"  Но Саша всё же снимал. Тайком исподволь...       И, наверное, именно эти фотографии оказались самыми правдивыми, самыми человечными и милосердными.

Саше и сегодня приходится всё это снимать. Так сказать, по роду службы - ведь сейчас Александр Бомза - штатный сотрудник Министерства по чрезвычайным ситуациям. Хотя, и сейчас он делает то, чем занимался всю жизнь - просто снимает. Но снимает он не "то, что видит", а то , как именно он это видит и ощущает. Саша не предлагает зрителю смотреть на мир исключительно его глазами. Он попросту приглашает окружающих вместе с ним просто посмотреть вокруг : внимательно, вдумчиво и милосердно...

Кирилл Дыбский, опубликовано в "Российской газете" в конце 1990-х годов

  

  

============

контакты

Александр Бомза

E-mail: alex.bomza@yandex.ru

 

============ 

ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ ПОД НОГИ ВНИМАТЕЛЬНО, АСФАЛЬТ ПРЕВРАТИТСЯ В ЖИВОПИСНЕЙШЕЕ ПОЛОТНО

 

   С известным московским фотохудожником Александром Бомзой читателям "МТ" познакомиться очень просто. Берёшь в руки "Московские торги", смотришь на обложку журнала, и, если она очень нравится, можно не сомневаться: это снимок фотокорреспондента Объединенной редакции изданий Мэра и Правительства Москвы Александра Бомзы.

     Некоторые из этих фотографий плюс четыре десятка других, восхищающих, радующих глаз, эпатирующих, можно было увидеть на его вернисаже, открывшемся  в декабре в здании исполкома Российской партии жизни.

     Это конечно же не единственная персональная выставка Александра. Но первая, к организации которой проявили интерес и участие российские политики. Что не может не радовать: значит, они начинают демонстрировать хороший художественный вкус, который всегда считался показателем определённого культурного уровня, совсем не лишнего в политической работе.

     Фотографии, представленные на вернисаже, - всего лишь десятая часть цикла "Смотрю под ноги", сотворённого Александром Бомзой за последние четыре года. Выставленная серия называется "Живопись асфальта".

     Как правило, серый скучный асфальт - неотъемлемый "герой" индустриальных пейзажей. Но это, если смотреть на жизнь прямолинейно. Если же так, как это умеет делать наш фотокорреспондент, асфальт превращается в живописнейшее полотно, на котором природа, зажатая в урбанистические рамки огромного мегаполиса, упрямо оставляет свои неповторимые сюжеты. Восхитительные и естественные - как узоры опавшей листвы. Тревожные и, если хотите, публицистические, кричащие о неблагополучии экологии большого города - бытовой мусор, нефтяные калейдоскопы... Впрочем, описывать словами то, что надо видеть, - занятие как минимум неблагодарное. Тем более, когда речь идёт о плодах замечательного свойства художника - умении смотреть на жизнь собственным неповторимым взглядом.

  

Татьяна Садковская 

Журнал "Московские торги" № 1, 2005 год

  

============ 

  

    

 

  

  

МЕНЮ:

======================

В ГОСТЯХ У ДРУЗЕЙ.

РЕКОМЕНДУЮ ПОСМОТРЕТЬ: 

http://www.videmchenko.com/ 

======================

 

 =====================

====================== 

 

НЕКОТОРЫЕ ИЗ ИЗДАНИЙ, В КОТОРЫХ ОПУБЛИКОВАННЫ МОИ ФОТОГРАФИИ 

======================

   УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА! ПРОШУ ИЗВИНИТЬ МЕНЯ ЗА НЕСКОЛЬКО "НЕРЯШЛИВЫЙ" ВИД И НЕКОТОРУЮ "НЕДОДЕЛАННОСТЬ" МОЕГО САЙТА, Я СЕЙЧАС ИЩУ НАИЛУЧШЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ БЛОКОВ И НАЧИНАЮ ПОТИХОНЬКУ ПИСАТЬ ТЕКСТЫ К КАЖДОЙ СТРАНИЦЕ, А ТАКЖЕ ИСПРАВЛЯЮ ОБНАРУЖЕННЫЕ НЕТОЧНОСТИ И ОШИБКИ.

  

===================== 

САЙТ

АВТОРСКОЙ ФОТОГРАФИИ

 АЛЕКСАНДРА БОМЗЫ

 

 

 

ИСКАТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКОВ

     Он чем-то неуловимо напоминает Дон Кихота. Только вместо кирасы на нём обычно красуется "фотожилет" с бесчисленным количеством карманов, а вместо пики в руках - увесистая фотокамера. Вот, пожалуй, и все различия между героем Сервантеса и нашим героем - московским фотографом Александром Бомзой.

     Саша, как и Дон Кихот Ламанчский, - непоколебимый романтик. Со своим единственным оружием - фотокамерой - он бродит по свету в поисках Человека и Человечности. Куда только не забрасывала его судьба, чего он только не видел. Его камера с одинаковым состраданием смотрела  на трагедии Нефтегорска и Чечни, на жителей Иркутска, где три года назад рухнул "Руслан", и на маленьких пациентов Детского ожогового центра. Всегда и всюду Саша оставался верным главной заповеди Дон Кихота - быть с теми, кто слабее, кто нуждается в защите. Саша не тщеславен - он не любит рассказывать о своих "рыцарских подвигах", посмотреть его огромный фотоархив удаётся далеко не каждому.

     Думаю, читателям "Алфавита" очень повезло: они увидят некоторые его фотографии - маленькую часть тех богатств, которые Саша сумел скопить за полвека своей жизни. Каждую из них он пропустил через своё сердце.

 

     Кирилл Дыбский, главный редактор журнала "Итоги",

специально для еженедельника "Алфавит".

 

 Еженедельник "Алфавит" № 26 2000 год.

 

 

 

 ====================== 

ВЗГЛЯД НА ЭКСТРЕМАЛЬНУЮ ФОТОГРАФИЮ

 

     Все крупные землетрясения, аварии, пожары, наводнения, эпидемии и уж тем более вооружённые конфликты оказываются в центре внимания прессы. Но тема чрезвычайных происшествий настолько сложна, что многие пишущие журналисты, даже маститые, при подготовке материала нередко с трудом находят нужные слова. Как нелегко бывает выразить те чувства, которые испытываешь при  виде страданий людей! А что говорить о фотографах, которым приходится ещё и выбирать "удачный ракурс", чтобы редактор не отверг снимок...

     Приходится абстрагироваться. А как иначе? Ведь к тому же любой сюжет фотограф пропускает через себя несколько раз: когда снимает, когда смотрит проявленные плёнки, когда печатает и когда оценивает, как снимок получился на страницах издания.А когда его работы попадают на выставки, случается, его вынуждают ещё и обсуждать с коллегами тонкости "композиции и светового рисунка".

     Но не каждый фотограф, оказавшийся в чрезвычайной ситуации, прининает случившиеся близко к сердцу. Репортёры-однодневки, например, приезжают только за тем, чтобы снять информационные сливки и свалить с первым же транспортом.О чувствах они задумываются редко. Им не до этого.

     Такое вот странное это ремесло - журналистика. Недаром существует грустная шутка: в комнате повешенного репортёр говорит о верёвке.

     Оставаться, чтобы делать более глубокую работу, а потом возвращаться к этой теме вновь и вновь, может не каждый. Это под силу только людям с сильным характером. Любая экстремальная ситуация, а тем более война, обнажает сущность каждого человека, вынуждая его проявлять не только свои душевные качества, но и профессиональные навыки.

     Здесь нельзя учиться - нужно работать. Если не получился удачный кадр, то второго раза не будет: вулкан не станет по заказу извергать лаву, а солдаты не побегут в атаку при хорошем освещении.

.................................................................................................................................

     Когда Александр занял должность фотокорреспондента пресс-службы МЧС, на его плечи легла основная работа, связанная с деятельностью министерства.

     Трудовую деятельность он начал в 15 лет. Много ездил в экспедиции с геологами, орнитологами и почвоведами, где и взял в руки фотоаппарат. Публиковаться начал в семидесятых годах. Фотографировал природу, был лириком. Когда началась перестройка, пришел в "Собеседник" и переключился на социальную тематику. Сделал фотоочерк "Люберцы при свете фонарей", первым среди фотографов снял вытрезвитель. В результате его даже прозвали "певцом помоек".

     В пресс-центре, где проходит наша беседа, шумно, поэтому мы выскакиваем на лестницу. Александр говорит о частых командировках, о тяжёлом, но крайне нужном людям труде всего министерства, о сложной работе спасателей: "Сейчас объявят тревогу, и я улечу".

................................................................................................................................

     Александр Бомза признался , что иногда ему бывает стыдно поднять камеру... А некоторые работы он даже никому не показывает. Одна из них сделана в Грозном - труп, съеденный собаками. Фотография с этого негатива так и не была напечатана.

................................................................................................................................

     Риск - дорогое удовольствие. Это понимают и издатели и фотографы.Каждый снимок, сделанный в районе чрезвычайного происшествия, стоит немалых денег. Можно подумать, что фотографы, стремясь туда, руководствуются одним желанием - побольше заработать. Не без этого. Да и люди нередко обвиняют их в том, что они "зарабатывают на чужом горе". Что ж, неужели им можно бросить упрёк в цинизме и меркантильности? Думаю, нельзя. Фотографы выполняют определённую работу, и она должна достойно оплачиваться. Кроме этого, они оказывают определённое воздействие на власть. И никакими деньгами невозможно измерить те душевные силы, которые они вкладывают в свои снимки. Каждый из них - это чья-то судьба, чья-то жизнь, чья-то смерть... Пережить это, не сломаться, донести до читателя, может не каждый.

     Но и те, кто выстоял, нередко срываются. Уже дома.

     Говорят об афганском, чеченском и других синдромах, но никто не затрагивает синдромы тех же журналистов. "Мы как те собаки, которые заболев, ищут в траве целебную траву, - грустно шутит Владимир Сварцевич, - Мы реабилитируем себя сами".

Владимир Нескоромный

 журнал "FOTO & VIDEO", №3, март 1998 года

    

 

 

 

===================== 

 

===================== 

СПАСИБО ВСЕМ ,

ЗАГЛЯНУВШИМ НА МОЙ САЙТ И ПОСМОТРЕВШИМ МОИ ФОТОГРАФИИ !!!

 

Новости

15:08

НОВАЯ СТРАНИЦА

В теме "Город, в котором..." - "Наружная реклама в Москве"

Создать бесплатный сайт с uCoz